Этот зверь никогда никуда не спешит
Воскресенье, КЗ
У Тургеньева есть статья, в которой он делит характеры людей на две группы - Гамлеты и Дон-Кихоты. Дон-Кихот стремится что-то менять, двигаться вперед несмотря на трудности, это чудак, который действует. А Гамлет - чудак, который стоит и смотрит, размышляет и ничего не делает. Наверное, я достаточно упрощенно и неполно излагаю, но тем не менее.
Тургеньев Гамлетов осуждает - за бездействие и отсутствие стремления к изменению, за обломовщину. Пастернак в Докторе Живаго - наоборот, реабилитирует Гамлета, для него этот способ жить ничуть не хуже других. Более того - в эпоху перемен, слома эпох, Живаго остается самим собой именно благодаря умению посмотреть на происходящее со стороны, не становясь на гребень той или иной идеи.
Пожалуй, очень упрощенная концепция, но мы все иногда бываем как Гамлетами, так и Дон-Кихотами. Так мне кажется. Играем на сцене, играем, меняем маски, применяем роли, к чему-то стремимся, во что-то верим, что-то доказываем, живем по положенным кем-то рельсам. Но наступает момент, когда ты садишься на доски сцены рядом с кулисой и смотришь на весь этот спектакль со стороны. Потом снова тебя заручивает-заканчивает, ты снова оседлываешь Россината. И ничего нового в этом, конечно, нет.
Но порой со мной случаются периоды, когда я не просто сажусь на сцену, и даже не в зал схожу, а исчезаю из этого театра. И мне такой глупой кажется эта роль, этот человек, которого я играю. Глупой именно в том плане, что на самом деле играть можно что угодно и как угодно, что все это просто одна маска на другой маске. И становятся безразличными любые идеи, суждения, точки зрения, все события в твоей и чужой жизни. И вдруг так хочется просто все бросить и улететь. И ты сидишь где-то ночью на чуть теплом песке, шумит море где-то у самых ног, и звезды - как в планетарии. И эти звезды - ты, и море - ты. И отчетливо понимаешь, что ты смертен, именно в такие минуты гамлетизма.
Чувствуешь пальцы рук, ног, воздух, который легко проникает в легкие, едва уловимый шум далекой трассы. И очень хочется жить, жить, любить, дышать, крму-то улыбаться, дружить, делать что-то нужное, мчаться на другой конец света, увидеть самые прекрасные уголки мира, подняться к облакам, нырнуть под воду, пересечь сплошную линию на трассе. Но так, чтобы помнить о сцене, о нафталине, не бояться ничего и радоваться каждому новому дню.
И быть не Гамлетом, Дон-Кихотом, Чацким, Фамусовым, госпожой Бовари, Гарри Поттером, Бильбо Бэггинсом, Иваном Петровым такого-то года рождения, а чем-то вроде отражения августовского неба в морской воде, что кто-то на миг зачерпнул в ладони.
У Тургеньева есть статья, в которой он делит характеры людей на две группы - Гамлеты и Дон-Кихоты. Дон-Кихот стремится что-то менять, двигаться вперед несмотря на трудности, это чудак, который действует. А Гамлет - чудак, который стоит и смотрит, размышляет и ничего не делает. Наверное, я достаточно упрощенно и неполно излагаю, но тем не менее.
Тургеньев Гамлетов осуждает - за бездействие и отсутствие стремления к изменению, за обломовщину. Пастернак в Докторе Живаго - наоборот, реабилитирует Гамлета, для него этот способ жить ничуть не хуже других. Более того - в эпоху перемен, слома эпох, Живаго остается самим собой именно благодаря умению посмотреть на происходящее со стороны, не становясь на гребень той или иной идеи.
Пожалуй, очень упрощенная концепция, но мы все иногда бываем как Гамлетами, так и Дон-Кихотами. Так мне кажется. Играем на сцене, играем, меняем маски, применяем роли, к чему-то стремимся, во что-то верим, что-то доказываем, живем по положенным кем-то рельсам. Но наступает момент, когда ты садишься на доски сцены рядом с кулисой и смотришь на весь этот спектакль со стороны. Потом снова тебя заручивает-заканчивает, ты снова оседлываешь Россината. И ничего нового в этом, конечно, нет.
Но порой со мной случаются периоды, когда я не просто сажусь на сцену, и даже не в зал схожу, а исчезаю из этого театра. И мне такой глупой кажется эта роль, этот человек, которого я играю. Глупой именно в том плане, что на самом деле играть можно что угодно и как угодно, что все это просто одна маска на другой маске. И становятся безразличными любые идеи, суждения, точки зрения, все события в твоей и чужой жизни. И вдруг так хочется просто все бросить и улететь. И ты сидишь где-то ночью на чуть теплом песке, шумит море где-то у самых ног, и звезды - как в планетарии. И эти звезды - ты, и море - ты. И отчетливо понимаешь, что ты смертен, именно в такие минуты гамлетизма.
Чувствуешь пальцы рук, ног, воздух, который легко проникает в легкие, едва уловимый шум далекой трассы. И очень хочется жить, жить, любить, дышать, крму-то улыбаться, дружить, делать что-то нужное, мчаться на другой конец света, увидеть самые прекрасные уголки мира, подняться к облакам, нырнуть под воду, пересечь сплошную линию на трассе. Но так, чтобы помнить о сцене, о нафталине, не бояться ничего и радоваться каждому новому дню.
И быть не Гамлетом, Дон-Кихотом, Чацким, Фамусовым, госпожой Бовари, Гарри Поттером, Бильбо Бэггинсом, Иваном Петровым такого-то года рождения, а чем-то вроде отражения августовского неба в морской воде, что кто-то на миг зачерпнул в ладони.